Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково, улица Заводская дом 21 строение 1

 izol@dielektrik.ru

+7 495 105 90 79

+7 496 543 55 70

 

Часто задаваемые вопросы

  1. Является ли ЗАО «Диэлектрик» заводом-производителем представленных электроизоляционных материалов? 


- Да. Мы предприятие-изготовитель представленной продукции. Многие из предлагаемых нами материалов являются нашими разработками. Продвижением на рынке продукции зарубежного производства мы не занимаемся. 


  1. Какие технологии пропитки рекомендуются для пропиточного компаунда КП-303Н? 


- Компаунд КП-303Н предназначен для вакуум-нагнетательной пропитки (VPI) либо пропитки окунанием. 


  1. Может ли компаунд КП-303Н работать с лентами других производителей? Могут ли ленты ЛСп-F-ТПл, ЛСп-F-Пл, ЛСп-F-2Пл, ЛСп-Н-ТПл, ЛСп-Н-Пл, ЛСп-Н-2Пл, ЛСп-Н-ТТ работать с пропиточными компаундами других марок? 


- Да. Такие варианты возможны. Но наибольшие показатели обеспечиваются однородной системой изоляции. В данном случае однородность достигается путем применения компаунда КП-303Н, как пропиточного состава, в сочетании с лентами ЛСп-F-ТПл, ЛСп-F-Пл, ЛСп-F-2Пл, ЛСп-Н-ТПл, ЛСп-Н-Пл, ЛСп-Н-2Пл, ЛСп-Н-ТТ, которые сделаны на его основе. В случае необходимости использования лент и компаунда разных производителей необходимо предварительно проконсультироваться с нашими специалистами о возможных вариантах замены. 


  1. Существует ли уже положительный опыт внедрения системы изоляции, разработанной специалистами ЗАО «Диэлектрик», на крупных предприятиях, осуществляющих изготовление и ремонт тяговых электродвигателей? 


- Системы изоляции на основе наших электроизоляционных материалов внедрены и успешно применяются такими крупными предприятиями, как ремонтные заводы
ТОО «Камкор-Локомотив» (Казахская железная дорога), АО «Даугавпилсский ЛРЗ» (Латвия), ПАО «НПП «Смелянский ЭМЗ» (Украина), АО «Завод крупных электрических машин» (Украина), АО «Электровозостроитель» (Грузия), предприятия концерна ООО «Русэлпром» (ООО «Русэлпром-СЭЗ» и ПАО «НИПТИЭМ»), 
ЗАО «ПТФК «ЗТЭО» (холдинг «Татэлектромаш»). Имеются положительные отзывы, а также результаты мониторинга, которые мы готовы предоставить по Вашему запросу. 


  1. Возможно ли осуществление технического сопровождения первых партий закупленных электроизоляционных материалов специалистами ЗАО «Диэлектрик» на предприятии-заказчике с целью отработки технологии применения материалов. 


- Да. ЗАО «Диэлектрик» осуществляет не только разработку и производство электроизоляционных материалов, но и сопровождение своей продукции на этапе внедрения с целью раскрытия ее потенциала путем отработки максимально эффективного технологического процесса с ее использованием. 


  1. Почему ЗАО «Диэлектрик» использует в предлагаемой системе изоляции компаунд КП-303Н в качестве пропиточного состава вместо традиционных лаков? 


- Компаунды имеют ряд очень заметных преимуществ по сравнению с традиционными лаками. Благодаря низкому проценту содержания летучих веществ в своем составе (для компаунда КП-303Н этот показатель не превышает 2,5%) пропитка и сушка изделия, изготавливаемого с использованием компаунда, осуществляется всего одни раз (против двух-трех кратной пропитке и сушке при применении лака), что значительно снижает энерго- и трудозатраты. Компаунд КП-303Н также усиливает данный экономический эффект тем, что имеет малое время полимеризации — 3 часа после прогрева изделия до температуры 160-165 °С. Кроме этого компаунды экологичны, по скольку при их применении отсутствуют выбросы в атмосферу растворителя, когда при использовании лака доля выбросов составляет 40-60% от использованной массы.

     7. Имеется ли официальное разрешение на применение ленты ЛСК-Т в кабельных изделиях, предназначенных для использования в цепях питания систем      безопасности атомных электростанций?

      — Да. По результатам проведенных ОАО «ВНИИКП» сертификационных испытаний Технический комитет ТК (МТК) 46 выдал разрешение кабельным заводам на   применение ленты ЛСК-Т ТУ 3492-050-31885305-2013 в качестве термического барьера в пожаробезопасных кабелях, применяемых в том числе и в цепях безопасности атомных электростанций. Это разрешение носит бессрочный характер, до включения ленты в научно-техническую документацию на кабельные изделия.

Основные понятия о диэлектриках

  1. Диэлектрик – вещество, практически не проводящее электрический ток в характерных для него условиях (температура, напряжение, влажность и т.д.). Важнейшее свойство диэлектрика – его высокое удельное электрическое сопротивление, превышающее 106 Ом, а так же способность сохранять изолирующие свойства и физическую целостность при воздействии напряжения (электрическая прочность). Диэлектрики в технике находят применение в качестве электроизоляционных материалов и компонентов конденсаторов.

  2. Поведение диэлектрика в электрическом поле. Под воздействием электрического поля диэлектрик поляризуется – его противоположные стороны, по ориентации поля, приобретают разноименные электрические заряды. Если поле переменное, то происходит смена знака заряда, что выражается в так называемой емкостной проводимости, ярким примером которой является конденсатор, пропускающий переменный ток путем перезарядки его обкладок. При повышении напряженности электрического поля (напряжение, отнесенное к расстоянию между электродами или зарядами) рано или поздно для всех веществ наступит электрический пробой – разрушение диэлектрика с протеканием по нему мгновенно растущего тока.

  3. Идеальный и реальный диэлектрик. В некоторых технических задачах пренебрегают свойствами диэлектрика, принимая его в качестве абсолютного изолятора. Реальный диэлектрик имеет непостоянные свойства, зависящие от температуры, напряжения, влажности и других факторов. В реальном диэлектрике наблюдается протекание электрического тока помимо емкостного – тока утечки, электрический пробой при высоком значении напряженности поля, рассеивание части электрической энергии в виде нагрева – диэлектрические потери. Сопротивление реального диэлектрика и электрическая прочность не постоянны и зависят от внешних и внутренних факторов.

  4. Старение диэлектрика. Любой реальный диэлектрик подвержен старению – ухудшению свойств и разрушению под действием температур, напряжений, механических и химических воздействий. Старение лимитирует срок жизни изоляции. В природе часть диэлектриков относится к практически не стареющим (время старения значительно превышает мыслимое время эксплуатации изоляции), например – слюды, различные минералы. В то же время полимеры, натуральные волокна, масла являются быстро стареющими материалами. Отдельные материалы способны к самовосстановлению после пробоя, например, трансформаторное масло, элегаз. Применение медленно стареющих материалов – основа надежности электрической изоляции.

  5. Виды диэлектриков. Диэлектрики подразделяют на твердые, жидкие и газообразные. ЗАО «Диэлектрик» специализируется на выпуске твердых диэлектриков, либо химических составов, отверждающихся в ходе переработки. Диэлектрики могут быть натурального происхождения и искусственного, а так же их сочетания. В основе твердых диэлектриков, применяемых в машиностроении, используются минералы, натуральные и синтетические волокна и бумаги, минеральные волокна и бумаги, природные и синтетические смолы. Жидкие диэлектрики представляют собой, в основном, электроизоляционные масла – например, трансформаторное. Примером газообразного диэлектрика является элегаз – заполнитель высоковольтного оборудования и кабелей.

  6. Понятие системы электрической изоляции (СИ). Система электрической изоляции (СИ_– совокупность электроизоляционных материалов, обеспечивающих функционирование и безопасность электрических машин и аппаратов, объединённых в единую структуру. Системы электрической изоляции классифицируются по видам машин и аппаратов (СИ двигателей, генераторов, трансформаторов и т.д.), по классам нагревостойкости – температуре, при которой СИ длительное время сохраняет необходимый нормированный уровень характеристик (классы У- 95°С, А – 105°С, Е – 120°С, В – 130°С, – 155°С, Н – 180°С, С – 200°С и т.д.), по уровню номинального напряжения – низковольтные (до 1000 В) и высоковольтные (свыше 1000 В).

  7. Условия функционирования СИ. Большой объем СИ предназначен для эксплуатации в нормальных условиях. Выделяют СИ для тропических и морских условий эксплуатации, арктического климата, для специальной техники, например, авиакосмической или криогенной. Широкий спектр СИ предназначен для крайне тяжелых условий эксплуатации: погружные насосы - функционирующие в условиях воды, масла, сильных перегревов; тяговые электродвигатели – сильные перегревы, вибрации, эксплуатация на пределе мощности; машины с тяжелым пуском – ударные нагрузки на обмотки; горно-рудная, шахтная и обогатительная техника – в условиях запыления, перегревов и перекачки различных агрессивных растворов. Компрессоры холодильных установок требуют фреоностойкой и маслостойкой изоляции. Пожаробезопасные двигатели систем жизнеобеспечения требуют возможности эксплуатации материалов при кратковременном экстремальном нагреве. Ряд материалов для атомной отрасли должен выдерживать ионизирующие излучения. Спектр материалов ЗАО «Диэлектрик» нацелен на решения всех этих задач.

  8. Элементы системы изоляции электрических машин. В электрических машинах подразделяют витковую изоляцию (разделяет отдельные витки катушек), корпусную (изоляция токоведущих частей от корпуса машины), межфазную, межсекционную (разделение секций), покрывную (защита изоляции), пазовую (различные прокладки в пазах электрических машин, в которые укладываются катушки и секции), межламельную (изоляция пластин коллектора). В составе СИ отдельно выделяют бандаж – армирующую структуру вращающихся частей машин в виде композитного кольца вокруг них, противокоронную защиту – систему полупроводящих и проводящих материалов, предназначенных для отвода зарядов с поверхности изоляции на заземленный корпус машины с целью предотвращения разрушающих разрядов по поверхности изоляции (частичные разряды, коронные разряды). В составе изоляции паза отдельно рассматривают пазовый клин, закрывающий просвет паза, и подклиновые прокладки, либо крышку-клин из листовых материалов. Пазовые клинья подразделяют на обычные, чаще всего из стеклопластиков или текстолита (иногда из дерева), и магнитопроводящие, которые сглаживают магнитный поток и повышают КПД машины.

  9. Требования к СИ: монолитность, электрическая прочность и сопротивление, низкий уровень диэлектрических потерь, нагревостойкость, теплопроводность (отведение тепла от токоведущих частей), механическая стойкость, климатическая и химическая устойчивость, устойчивость к старящим факторам, экологичность и технологичность материалов и технологий.

  10. Виды твердых электроизоляционных материалов:

  • Ленточные материалы на основе слюдяных бумаг, полимерных пленок и различных подложек – предназначены для намотки на токоведущие части в качестве витковой и корпусной изоляции. Часто обмоточные провода выпускаются с уже нанесенной витковой изоляцией из эмаль-лаков, пленок, стекловолокна и других материалов;

  • Гибкие листовые материалы на основе слюдяных бумаг и полимерных пленок – предназначены для пазовой, межфазной изоляции, а так же усиления в композиции формуемых деталей;

  • Жесткие листовые материалы на основе слюдяных бумаг – для изготовление изолирующих пластик коллекторов, а так же в качестве шайб и прокладок;

  • Формующиеся слюдосодержащие материалы - для изготовления методом горячего прессования различных деталей. В первую очередь изоляционных манжет коллектора;

  • Препреги (от англ. PREliminary imPREGnated – предварительно пропитанные) – пропитанные смолами наполнители, предназначенные для термического формования деталей или других структур, консолидации токоведущих шин (консолидирующие материалы). С понятием препрегов тесно связаны бандажные ленты. С некоторой точки зрения многие ленточные материалы на основе слюдобумаг можно рассматривать как препреги, так как они способны отверждаться в монолитную изоляцию при нагреве и опресовке.

  • Покрывные ленты – механически прочные ленты, чаще всего на основе стекловолокна, призванные защищать изоляцию от повреждений. Покрывные материалы могут иметь способность к термической усадке для опресовки изоляции.

  • Пропиточные составы – обеспечивают монолитность изоляции, заполнение пустот, компенсируют некоторые дефекты и повреждения, повышают электрическую прочность, механическую устойчивость и теплопроводность. Пропиточные составы могут быть в виде лаков – растворов смол в растворителях, и в виде компаундов, практически не содержащих летучих веществ. Компаунды представляют собой более современную форму изоляции, так как они образуют более монолитную изоляцию без пор и пустот от испарения, а значит, дают больший уровень характеристик при меньших затратах.

  • Покрывные эмали – обеспечивают защиту изоляции от климатических, механических, химических воздействий.

  • Слоистые пластики, профильные пластики – предназначены для изготовления различных деталей, например, пазовых клиньев.

    1. Основы технологии изолировки. Укрупненно процесс создания изоляции состоит из нанесения материалов на токоведущие части (намотка лент, укладка прокладок в пазы, сборка коллектора и т.д.), пропитка пропиточными составами, опрессовка и термическое отверждение изоляции, контроль качества. Основные технологии изолировки электрических машин приведены в разделе 12. Применяемые пропиточные составы подразделяют на термопластичные (способные многократно плавится) и термореактивные (неплавкие после отверждения). Термореактивная изоляции в подавляющем большинстве случаев имеет более высокие характеристики.

    2. Основные технологии изоляции электрических машин. Технология вакуум-нагнетательной пропитки (ВНП, VPI) заключаются сначала в вакуумной сушке изделия (нагретого) и дегазации пропиточного состава, а затем пропитке изделия в пропиточном составе под давлением с целью заполнения всех пустот на предельную глубину изоляции. Пропитанное изделие отверждается при температуре, в случае запечки отдельных катушек – в состоянии опрессовки. Одна из наиболее совершенных групп технологий ВНП в России и СНГ носит название Монолит и имеет 5 подвидов. Уровень характеристик систем Монолит остается практически непревзойдённым уже на протяжении нескольких десятилетий. Лучшие принципы системы Монолит лежат в основе СИ ЗАО «Диэлектрик» для тяговых электродвигателей.

    3. Технология Resin-Rich состоит в изолировке предварительно пропитанными материалами (лентами), содержащими большое количество связующего вещества (25-45%), опресовке и термообработке. Resin-Rich применяется для крупных обмоток при нецелесообразности использования ВНП, а так же в случае ремонта, в том числе точечного при неполном срезании изоляции. Resin-Rich находит применение как при производстве крупных высоковольтных машин, так и в случае слабо оборудованных ремонтных организаций и подразделений. Потенциал систем Resin-Rich высок и часто не уступает, а иногда и превосходит уровень ВНП. ЗАО «Диэлектрик» в настоящий момент представило ряд материалов для технологии Resin-Rich и ведет разработку новых.

    4. Технология пропитки окунанием может заменить в ряде случаев ВНП. Пропитываемое изделие предварительно подогревается, высушивается и в нагретом состоянии погружается в пропиточный состав на некоторое время, после чего термообрабатывается. В ряде случаев кроме окунания может применяться послойная промазка изоляции.

    5. Капельно-струйная пропитка находит широкое применение в массовом производстве, в первую очередь низковольтных электрических машин.

    6. Ремонт и ремонтабельность электрической изоляции. Процессы изолировки касаются не только изготовления новой единицы оборудования, но и ремонта имеющихся. Ремонт изоляции может производиться как полным снятием старой изоляции (отжигом, срезанием, химическим разрушением) и нанесением новой (работа со «старогодней медью»), так и частичным методом – пропиткой, эмалированием, срезанием поврежденных мест и точечным нанесением новой изоляции. Технология Монолит5 предусматривает нанесение стеклянной ленты (изоляция «броневого типа»), вакуумный отжиг связующего вещества с исправных катушек и стержней и последующую вакуум-нагнетательную пропитку «сухой» отожжённой изоляции, что позволяет осуществлять капитальный ремонт с существенной экономией слюдяных материалов и труда. Ремонтабельность электрической изоляции определяется способностью машины к разборке. Баланс между механической прочностью и ремонтопригодностью – задача, решение которой является одной из целей ЗАО «Диэлектрик».

    7. Роль слюды в электрической изоляции. Слюды – минерал силикатной группы, обладающий рядом уникальных свойств. Обладая огромной электрической прочностью кристалла при крайне медленном электрическом старении, слюда способна к расщеплению на пластинки толщиной теоретически до 1 нм. Слюда может применяться для склейки композиционных электроизоляционных материалов в виде кристаллов щипаной слюды, в виде слюдяных бумаг – современный эффективный вариант переработки, а так же как наполнитель мастик и паст. В электрической изоляции применяют породы слюд мусковит (чаще всего прозрачно-белая) и флогопит (зеленый, либо красно-рыжий цвет). Флогопит выгодно отличается повышенной теплопроводностью и нагревостойкостью (свыше 600°), немного уступая в электрической прочности. В составе систем изоляции данный недостаток нивелируется преимуществами. Недостатком практически всех слюдяных материалов является их невысокая механическая прочность, для чего они почти всегда содержат в составе армирующие подложки.

    8. Экологическая и санитарная безопасность СИ. Нанесение изоляции, пропитка, термообработка сопряжены с контактом человека с электроизоляционными материалами, выделением веществ в окружающую среду и образованием отходов. Исторически долгое время в мире господствовали пропиточные составы и материалы, содержащие в составе растворители – токсичные и легко воспламеняющиеся вещества. В основе полимеров часто используются эпоксидные и фенольные смолы ангидриды, изоцианаты, амины и другие вещества, обладающие раздражающим и общетоксическим действием. Даже использование растительных масел и натуральных волокон, как ни странно, может быть опаснее, чем синтетических материалов из-за выделения при изготовлении переработке акролеина и бензопирена из нагретых масел и фиброгенной пыли из бумаг и тканей. СИ ЗАО «Диэлектрик» построена без использования данных опасных компонентов, а значит существенно снижает риск возникновения проблем со здоровьем сотрудников электромашиностроительной отрасли.

    9. Технологичность и экономичность СИ. Несовершенства технологии изолировки чаще всего выражаются в виде большого числа лишних операций (например, многоэтапной обмотки и калибровки шин или многократной пропитки), больших энергозатрат (длительное отверждение), излишне широкого числа электроизоляционных материалов (несовместимость материалов между собой, отсутствие универсальности), проблем производственной логистики (короткое время жизни материалов, специфические условия хранения, необходимость постоянного подновления пропиточных составов). СИ ЗАО «Диэлектрик» призвана решить все эти недостатки за счет универсальности и взаимозаменяемости материалов, легкости нанесения, высокой скорости отверждения и стойкости при хранении и переработке. Все это позволяет достичь положительного экономического эффекта.

I.Показатели качества диэлектриков и систем электрической изоляции.

1.Количественные характеристики электрической изоляции: толщина изоляции, электрическая прочность и пробивное напряжение, сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции, тангенс угла диэлектрических потерь, механическая прочность, характеристики частичных разрядов, теплопроводность и ряд других показателей. В настоящее время к ним добавляют некоторые сравнительные характеристики, например, короностойкость, позволяющую соотнести различные материалы между собой. Различают мгновенные, ускоренные и долговременные испытания. Первые представляют собой экспресс-оценку качества. Ускоренные испытания предназначены для оценки ресурса методами экстраполяции. Долговременные испытания представляют собой оценку опыта эксплуатации реальным машин в реальных условиях. Особый интерес представляют испытания после воздействия влаги, температуры, вибраций и т.п.

2.Толщина изоляции имеет существенное значение в конструкции изоляции из-за жестких габаритных ограничений на все элементы электрических машин. С ростом толщины изоляции растет ее электрическая прочность, но падает теплопроводность. Кроме самой толщины ключевое место занимает однородность и точность размеров изоляции.

3.Электрическая прочность равна пробивному напряжению деленному на толщину изоляции в месте пробоя, иными словами, это напряженность поля. Единица измерения МВ/м или кВ/мм. Различают кратковременную электрическую прочность (воздействие напряжения несколько секунд или минут) и долговременную (в масштабе срока эксплуатации машины). Они не равны друг другу и долговременная прочность может в разы быть меньше кратковременной. Электрическая прочность определяется на высоковольтных испытательных установках как на отдельных материалах, так и на системах изоляции. Это один из важнейших факторов выбора материалов для СИ.

4.Неразрушающий контроль электрической прочности. Для некоторых материалов, цена которых очень высока, либо для готовых изделий, требующих сплошного неразрушающего контроля, применяется испытательное напряжение в течение нормированного времени. Отсутствие пробоя и явной деструкции материала или СИ говорит о соответствии требованиям качества. Такого рода испытания проводятся на трудоемких материалах, и, конечно, на готовых узлах и электрических машинах. В документации чаще всего испытательное напряжение обозначается кВ эфф – т.е. эффективное.

5.Время жизни изоляции. Для оценки ресурса может определяться время жизни изоляции – время воздействия нормированной нагрузки до пробоя изоляции или критического снижения показателей.

6.Предпробойное состояние. Отдельное внимание уделяется предпробойному состоянию материала или машины. Как таковой пробой не имеет еще места, однако повреждения в ходе изготовления, испытаний или эксплуатации носят глубокий и необратимый характер и приведут к разрушению изоляции. Типичные признаки: обгорания, трещины, искрение, запах озона, необычный звук под напряжением, наличие «неполных пробоев» в виде длинных туннелей, токопроводящих дорожек, выявляемых при повышенном напряжении. Принимая во внимания эти факторы, нельзя испытывать машины излишне высоким напряжением или слишком долгое время.

7.Сопротивление изоляции измеряется с помощью мегомметров и тераомметров в различных условиях температуры и влажности. Это один из основных браковочных показателей материалов и СИ. Сущность измерения заключается в подаче на образец напряжения и измерения тока, идущего через него. Различают сопротивление изоляции – конкретное сопротивление образца, а так же удельное объемное и поверхностное сопротивление, характеризующие вещество и структуру независимо от геометрии. Если иное не указано в НТД, сопротивление постоянному току фиксируется через 1 минуту после подачи напряжения, так как изоляция поляризуется в течение этого времени и через нее идет ток поляризации.

8.Коэффициент абсорбции определяет степень увлажнения изоляции. Принцип основан на высокой электрической емкости воды, не дающей быстро зарядить конденсатор-испытуемый образец. Кабс=60/15 – отношение сопротивления через 60 секунд после подачи постоянного напряжения к сопротивлению через 15 секунд. Для сухой изоляции Кабс>1,4. Меньшее значение говорит об увлажнении изоляции. Существует и ряд других коэффициентов, но этот является наиболее популярным.

9.Другие показатели увлажнения. В практике используется и ряд других методик оценки увлажненности, основанных на измерение электрических емкостей. Физические основы явление те же – выявление высокой емкости из-за наличия воды, но требуют более сложного оборудования.

10.Тангенс угла диэлектрических потерь оценивает уровень рассеивания энергии в диэлектрике из-за его несовершенства. Так как через реальный диэлектрик под действием переменного электрического поля протекает емкостный ток (перезарядка обкладок конденсатора) и ток прямой проводимости (ток резистора), с помощью мостовых схем можно вычислить отношение активной мощности к реактивной, которое носит название тангенса угла диэлектрических потерь. Измеряется в % или долях. Физический смысл тангенса угла диэлектрических потерь, например, 25% в том, что за счет неидеальности изолятора через него протекает прямой ток равный 25% от емкостного и в нем выделяется тепловая мощность, эквивалентная 25% от емкостной (которая реально не переходит в тепло). Высокое значение тангенса угла диэлектрических потерь (выше 30%) говорит о потере изоляционных свойств материала. Физический смысл потери – подвижность молекулярной структуры, появление носителей заряда и частичных разрядов.

11.Диэлектрическая проницаемость. С понятием тангенса угла диэлектрических потерь тесно переплетается показатель относительной диэлектрической проницаемости материала, который показывает, насколько выше емкость материала по сравнению с вакуумом. Это величина безразмерная. Низкое значение диэлектрической проницаемости является целью в изоляционной технике – за счет этого снижается емкостный ток утечки. Высокое значение востребовано в конденсаторной технике.

12.Токи утечки. Возможно измерение токов утечки напрямую измерителями силы тока, однако они требуют высокочувствительной аппаратуры. Измерение токов быстрой поляризации лежит в основе некоторых методов оценки качества изоляции, в их основе лежит физическая закономерность большей подвижности электронов в слабо заполимеризованных системах и наличии свободных носителей заряда в массе вещества.

13.Механическая прочность изоляции оценивается методами сопротивления материалов и теории деформации. Для ленточный материалов определяется разрушающая нагрузка при растяжении в кгс или Н, отнесенная к ширине ленты. Жесткость материалов выражается в нагрузке в кгс или Н, необходимой для нормированного перегиба материала. Прочность жестких композиционных материалов выражается в разрушающем механическом напряжении, равном отношению усилия к площади приложения, выраженном в МПа. Для некоторых материалов оценивается относительное удлинение при разрыве и ударная вязкость. Гибкие материалы должны выдерживать нормированный изгиб без разрушения и существенной потери электрической прочности. Коллекторные слюдопласты имеют нормированный уровень пластической деформации при сжатии – усадка в холодном и горячем состоянии. Изоляция проводов оценивается путем изгиба провода с последующим пробоем, а так же путем перетирания изоляции гладкой иглой и подсчетом числа ходов иглы.

14.Измерение характеристик частичных разрядов выявляет наличие пустот и прогораний в изоляции, незаполимеризованных участков, мест, где имеет место опасная напряженность поля между проводниками. Частичные разряды протекают в газовой среде в толще изоляции и на ее поверхности. Не вызывая мгновенного пробоя, они тем не менее оказывают влияние на старение диэлектрика в виде электрической эрозии. С понятием частичного разряда пересекается коронный разряд. Отличие в том, что частичный разряд имеет импульсную природу локального пробоя, а корона – эмиссию электронов в газовую среду, имея рассеянный характер и большую частоту. Оба вида разрядов разрушают изоляцию. Прямое измерение частичных разрядов проводится путем регистрации высокочастотных милливольтных импульсов в цепи колебательного контура, одним из конденсаторов которого является испытуемый образец. Результат может быть выражен напрямую в мВ или через градуировку в пКл –эквивалент заряда, переносимого одним разрядом. Совокупность зарядов частичных разрядов за 1 секунду образует ток частичных разрядов (1А=1 Кл/с). Ток частичных разрядов косвенно фиксируется как ток утечки (вместе с другими токами) и как тангенс угла диэлектрических потерь (вместе с другими потерями).

В эксплуатационной практике наиболее популярны более простые методы контроля — с помощью датчиков электромагнитных импульсов дистанционного действия, акустических датчиков, в отдельных случаях оптических.

15.Теплопроводность показывает, какая тепловая энергия переносится через единицу площади и толщины изоляции. Оценка теплопроводности позволяет оценить качество теплоотвода от обмоток к корпусу машины, что позволяет ей выдерживать большие мощности.

16.Короностойкость изоляции на сегодняшний день не имеет общепринятой методики испытаний. Общий принцип, лежащий в основе методик различных организаций и исследователей – измерение времени жизни изоляции до пробоя под воздействием напряжения и температуры. Метод во много является сравнительным, так как не всегда позволяет напрямую оценить ресурс изоляции, но позволяет выбрать лучший материал.

17.Факторы испытаний. В ходе испытаний могут применяться другие факторы, такие как вибрация, ударные нагрузки, температурные удары путем резкой смены температуры среды, химические воздействия. Для специальных машин имитируются попадания проводящей пыли, масел, воды, химикатов, воздействие фреонов, микроорганизмов, радиации, огня или сочетание многих факторов.